Волонтёрская работа: Британский опыт.
Что такое волонтёрская работа?

Универсального определения не существует. Наиболее общепринятая формулировка:
«Волонтёрская работа – это любой вид безвозмездной деятельности, направленной на пользу людей (как отдельных личностей, так и групп), не являющихся близкими родственниками волонтёра или дополнительно к близким родственникам волонтёра, а также деятельности, направленной на защиту окружающей среды.»

Почему нет универсального определения слова «волонтёр»?

Потому, что нет юридического определения понятия «волонтёр» это слово употребляется разными людьми, в различных ситуациях, в самых разнообразных значениях.

Например, правительственные проекты, по которым люди работают на благотворительные общества за небольшие вознаграждения, иногда называют волонтерскими, хотя многие спорят, что поскольку люди получают вознаграждение за работу, их нельзя считать волонтёрами. Точно также, много людей работают без зарплаты, чтобы приобрести опыт в сферах очень большой конкуренции, например, на телевидении, однако таких работников нельзя считать «волонтёрами».

В 1997 году, в отчёте об исследовании национального волонтёрского движения было дано следующее определение «волонтёрской работе»:
Волонтёрская работа – это любой вид безвозмездной деятельности, направленной на пользу людей ( как отдельных личностей, так и групп), не являющихся близкими родственниками волонтёра или в дополнение к близким родственникам волонтёра, а также деятельности, направленной на защиту окружающей среды.»

 

ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ ВОЛОНТЁРЫ?

Всем, чем угодно!

Самые популярные виды деятельности в 1997 году были:

Самые популярные области волонтёрства в 1997 году были:

Большинство волонтёров работали по месту жительства (65%)

Волонтёры в Великобритании делают всё, что им по душе и почти всё, что могут придумать.

Люди добровольно вызываются спасать потерпевших бедствие в горах туристов, строить дома, издавать журналы, заседать в гражданском суде в качестве магистратов, чинить компьютеры, и т. д. Есть организации, в которые объединяются люди по очень редким хобби и отстаивающие интересы самых ничтожных меньшинств.

В 1997 году Национальное Исследование Волонтёрского Движения показало, что самым популярным видом волонтёрской деятельности был сбор денежных средств (66% всех волонтёров), за ним следовала организация и проведение мероприятий (55%), участие в заседаниях различных комиссий (36%) и обеспечение транспортом (26%). Самые популярные области волонтёрства были физкультура и спорт (26%), детское образование и работа в школах (23%), религия (23%) и здравоохранение и социальная сфера (19%). Большинство волонтёров работали по месту жительства : 65% активистов участвовали в независимых местных группах и только 38% работали в национальных волонтёрских организациях.

Больше всего волонтёров привлекаются неправительственными организациями, предприятиями здравоохранения и социального обслуживания, организациями по месту жительства и международными организациями. Исследование 1997 года показало, что большинство волонтёров (84%) активно работали в волонтёрском секторе, 24% были вовлечены в общественный сектор и 13% в частный сектор. Подавляющее большинство мероприятий волонтёрского сектора (69%) проводились местными независимыми группами.

Волонтёрство охватывает множество видов деятельности:

Люди сами решают, сколько времени они могут посветить общественной деятельности. Одни отдают всего час в месяц – недавно появилась такая тенденция к кратковременному волонтёрству, которое требует минимум обязательств. Другие люди отдают очень много времени (а иногда и всю свою «рабочую неделю» организации – «работодателю». Желательно составить чёткий договор между волонтёром и организацией основанный на обоюдном согласии и чётком понимании обязанностей волонтёра и потребностей организации.

Волонтёры могут работать в любые дни, в любое время суток. Хотя большинство из них работают с 9ти до 5ти, но есть и такие, которые трудятся вечером и по выходным дням. Обычно в нерабочее время организуются знакомства, проводятся просветительская работа и компании по сбору средств, спортивные состязания, мероприятия по защите окружающей среды и самаританская помощь ближнему. Часто целые семьи становятся волонтёрами, например, в оказании помощи семьям детей-инвалидов. Они могут брать больного ребёнка на выходные дни, чтобы дать отдохнуть изнурённым родителям.

В большинстве случаев волонтёр должен куда-то идти, чтобы оказать помощь. Однако, в последние годы разрабатывается идея волонтёрства на дому. Это особенно касается людей, которые из-за болезни прикованы к дому и которым трудно надолго уйти из дома из-за различных обязанностей.

Для них самые подходящие виды волонтёрской деятельности – это знакомство по телефону, написание писем для политических и просветительских компаний или компаний по сбору средств.Есть и другие возможности: административная работа, присмотр за домашними животными, владельцы которых находятся в отъезде, приготовление еды, составление графиков, преподавание и т.д.

Часто люди не осознают, что занимаются волонтёрской деятельностью, потому что в Британии существует очень давняя традиция работы на благо местной общины самыми разными способами. Например, регулярно проводить занятия в молодёжном клубе, навещать соседей. Британцы считают, что это просто нормально, и что так должны поступать все.

 

ПОЧЕМУ ЛЮДИ СТАНОВЯТСЯ ВОЛОНТЁРАМИ?

По самым разным мотивам, которые часто бывает трудно установить и определить. Например:

Не важно, какие бывают мотивы, если мы их понимаем.

В очень редких случаях волонтёрами становятся:

чтобы использовать других людей в корыстных целях. Тогда необходимо во время обнаружить людей с такой мотивацией, чтобы их исключить.

Исследование показало, что мотивы волонтёрства являются смесью альтруистических и «корыстных» интересов, к которым относятся как личные потребности волонтёров, так и потребности их семей, друзей и соседей.

В последние годы люди объясняют свою мотивацию не наличием свободного времени, а желанием приобрести новые навыки. Люди старшего поколения скорее признают, что им надо заполнить свое свободное время, но молодые будут утверждать, что они хотят чему-то научиться.

Молодые волонтёры альтруизмом явно не отличаются: всего только 10% людей в возрасте 18-24 лет назвали причиной своего волонтёрства потребность общины, для сравнения - 26% волонтёров старших возрастов. Зато 28% молодёжи сказали, что они хотят приобрести новые навыки, сравнительно с 15% всех возрастов. Больше половины опрошеных стали волонтёрами, потому что их об этом попросили. Исследование также показало, что всего 2% опрошенных имели контакт с Бюро Волонтёров до начала своей работы.

Причины волонтёрства в 1991 и в 1997гг.

 

1997 (%)

1991(%)

Собственные нужды и интересы

42

39

Нужды семьи и друзей

45

43

Связь с оплачиваемой работой

11

11

Потребность общины

26

26

Чтобы помочь людям

35

39

Чтобы познакомиться с людьми

25

25

Меня попросили

47

51

Я сам предложил помощь

48

49

Я организовал группу

4

5

У меня было свободное время

21

28

Я хорошо это делаю

15

18

Научиться новым навыкам

15

11

Совсем по другим причинам

9

-

Количество опрошенных

704

747

Необходимо также помнить, что мотивация некоторых людей состоит вовсе не в том, чтобы помогать себе и другим. Мы ещё вернёмся к этой теме. Есть такие, которые становятся волонтёрами, чтобы возвеличить себя, или чтобы получить доступ к деньгам, или к другим ресурсам, или к беззащитным детям, или к беспомощным взрослым людям, которых они смогут использовать в своих корыстных целях.

Женщины и мужчины проявляют свои таланты в разных областях. Например, в школах женщин-волонтёров работает в 3 раза больше, чем мужчин, а мужчины вдвое чаще вызываются помогать в спортивных секциях. Мужчины любят заседать в комиссиях, а женщины – собирать денежные средства.

Молодые волонтёры активно занимаются организацией спортивных мероприятий, а люди в возрасте от 35 до 44 лет - организуют различные курсы обучения; люди от 45 до 54 лет проповедуют религию и занимаются благотворительностью; а старше 55ти лет – увлекаются различными хобби, религией и искусством.

Молодые активно занимаются сбором средств, а пожилые – заседают в комитетах и комиссиях.

ТИПИЧНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ВОЛОНТЁРОВ

КАЧЕСТВА, КОТОРЫМИ ДОЛЖНЫ ОБЛАДАТЬ ВОЛОНТЁРЫ

В волонтёрской работе требуются самые разные люди с различными умениями, навыками и жизненным опытом. Например, для того чтобы вести бухгалтерский отчёт о финансах организации необходимы знания в области финансов. А когда требуется давать практические советы людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, нужны дипломатические навыки. Поэтому очень хорошо, если волонтёры заранее обладают необходимыми качествами, хотя часто они их развивают в процессе работы.

 

УПРАВЛЕНИЕ ВОЛОНТЁРСКОЙ РАБОТОЙ И ВОЛОНТЁРАМИ.

На практике никогда нельзя допускать, чтобы волонтёры приходили и делали, что им вздумается. Они сами, их способности и их фактические действия нуждаются в чутком руководстве.

ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ:

Управление работой волонтёров в рамках организации влечёт за собой большую ответственность и вложение средств. Поэтому всё большее число британских организаций, которые используют работу волонтёров нанимают профессиональных менеджеров, хотя необходимо подчеркнуть, что за работу с волонтерами отвечает вся организация, а не один менеджер волонтёров.

Всё большее число британских организаций, использующих волонтёров, приходят к выводу, что нужно хорошо планировать эту сферу деятельности, а не пускать её на самотёк. Насколько детальным должно быть планирование зависит от множества факторов – и важнейшими из них являются сущность и масштаб вовлечения волонтёров.

Обычно организации вырабатывают политику и процедуры приёма волонтёров на работу для того чтобы:

Ключевые моменты, которые помогут в достижении этих целей:

 

Политика волонтёрства

Поскольку необходимо иметь письменный документ, определяющий политику организации в отношении волонтёров, нужно провести предварительные обсуждения как со штатным персоналом, так и с волонтёрами.

Документы пишут не для того, чтобы положить в папку и никогда не читать. Всё должно быть чётко определено и соответствовать действительности, написано ясным и понятным языком.

Одни организации вырабатывают общую политику, которая охватывает все области волонтёрской работы, а другие предпочитают включать положения о волонтёрской работе как подраздел в других областях, таких как равные возможности, здоровье, техника безопасности, и т.д.

Нет специальных юридических требований к тому, что нужно включать в описание политики волонтёрской работы, но в большинстве программных документов есть:

Введение: объясняющее цели и задачи всей организации и как волонтёры помогают их осуществлению. В этом разделе необходимо также указать, как организация будет обращаться в волонтёрами.

Порядок приёма на работу: Как вы будете искать волонтеров? Как вы будете проводить интервью? Как вы будете отказывать волонтёрам, если они не подходят для данной работы?

Введение в должность и стажировка: Обеспечиваете ли вы волнтёров учебными пособиями? Какая подготовка требуется волонтерам, чтобы начать выполнять данную работу? Какая подготовка требуется, чтобы работать на более высоком уровне?

Карманные расходы: волонтёры не должны нести убытки от своей работы в организации.

Поддержка волонтёров: Кто будет наставником? Как волонтёр может связаться со своим наставником?

Равные возможности: Распространяется ли политика равных возможностей на волонтёров?

Решение проблем: Есть ли у вас процедура подачи жалоб волонтёрами или на волонтёров?

Есть и другие аспекты, которые можно упомянуть в политике, как например, обязательство вовлекать волонтёров в повседневную жизнь организации посредством волонтёрских форумов, приглашением на общие собрания. Также здесь нужно упомянуть, что организация будет обеспечивать волонтеров страховкой.

 

КОМУ НУЖНА РАБОТА ВОЛОНТЁРОВ?

Иногда некоторые организации и/или люди, работающие в них, говорят, что у них слишком много работы, чтобы возиться с волонтёрами. В некоторых случаях это действительно важная причина, по которой организации не берут волонтёров, но бывает что так говорят для того, чтобы скрыть другие проблемы.

Бывает, что штатные сотрудники боятся, что волонтёры «отнимут» и работу, или что они не смогут контролировать волонтёров. Если вы думаете использовать работу волонтёров в вашей организации, нужно провести собрание и обсудить всё в открытую. Когда вы поймёте, какие существуют препятствия, вы можете начать их преодолевать. Хорошо продуманная, чётко описанная и правильно понятая политика должна развеять все страхи. Нужно осветить такие проблемы как качество работы, надёжность волонтёра, введение в должность, стажировка, поддержка и процедура перевода на другую, более подходящую работу или увольнение, если это необходимо.

Нужно также определить квалифицированную и сложную роль штатного персонала, занятого в управлении волонтёрами. Необходимо это внести в общее описание работы. Все организации, за исключением, пожалуй, самых маленьких будут нуждаться в координаторе волонтёров.

С практической стороны нужно осмотреть помещение и оборудование. Волонтёрам нужно адекватное помещение для работы, доступ к телефонам и компьютерам. Если привести волонтёров в тесное помещение, то это может вызвать очень большие трения.

Существует много способов подсчёта реального вклада волонтёров. Можно просто вычислить зарплату, которую пришлось бы заплатить штатному сотрудноку за выполненный объём работ. Есть специально разработанный метод подсчёта «Volunteer Investment Value Audit» по данным которого организации, использующие волонтёров увеличивают свой доход в среднем от 2х до 8ми раз.

 

КАК ОРГАНИЗАЦИИ НАХОДЯТ СВОИХ ВОЛОНТЁРОВ?

Поиск волонтёров – это постоянная проблема для любых организаций и менеджеров. Универсальных решений проблемы нет, но вы можете облегчить себе жизнь, если решите для себя, какие люди вам нужны, и какими методами вы можете их привлечь.

Рекомендация знакомых считается одним из самых эффективных методов поиска волонтёров. Если люди узнают от друзей или соседей о том, как хорошо быть волонтёром, то они доверяют этому больше, чем объявлению в газете. Это ещё означает, что волонтёрам должна нравиться работа в вашей организации, чтобы они рекомендовали её своим друзьям и знакомым. Один недостаток этого метода заключается в том, что он может привести к однообразию волонтёров, так как люди, как правило, имеют друзей такого же возраста, как они сами, такого же положения в обществе и схожих взглядов на жизнь.

Наглядная агитация и брошюры - традиционный метод поиска волонтёров. Они очень действенны, если интересно оформлены и расположены в людных местах. Подумайте о том, что волонтёрская работа в вашей организации может дать людям: хорошее настроение, новые навыки, интересные знакомства и постарайтесь это наглядно изобразить в ваших рекламных материалах. Развесьте плакаты там, где их смогут прочитать много людей: в молодёжных клубах, поликлинниках, церквях, бюро по трудоустройству и т.д.

Бюро волонтёров действуют как центры по трудоустройству для волонтёрской работы в местных организациях. Если вы у них зарегистрируетесь, они будут посылать к вам людей, высказавших желание работать по вашему профилю.

Местной прессе всегда нужны статьи о 100м волонтёре или о 5й годовщине ч-л , так что это всегда хороший повод напомнить о своей организации. Можно просто написать статью о том, чем занимаются волонтёры в вашей организации.

Беседы и лекции в разных общественных организациях это ещё один способ привлечь к себе внимание. Хорошо иметь интересный наглядный материал, чтобы заинтересовать публику, а также очень действенны рассказы волонтёров о своей работе. Этот метод хорош, если вам нужно найти группу волонтёров на короткий период времени, так как в аудитории, как правило, бывают несколько групп провести время вместе.

 

КАК ОРГАНИЗАЦИИ УДЕРЖИВАЮТ СВОИХ ВОЛОНТЁРОВ?

Для того, чтобы работа принесла волонтёру положительный опыт, необходимо понимание организацией, что волонтёр стеремиться получить от своей работы и стараться сделать так, чтобы предоставить ему самые благоприятные условия.

Вот некоторые вопросы, которые нужно задавать волонтёрам:

Результаты исследования показали, что несмотря на высокий процент людей, выполняющих волонтёрскую работу, многие из них считают, что можно улучшить положение дел. По мнению 71% волонтёров главным недостатком волонтёрской работы является плохая организация. К другим замечаниям относится то, что волонтёрам предлагают скучную работу; что они не всегда могут справиться с заданиями; что волонтёрская деятельность отнимает у них слишком много времени; что их работу не ценят в организации; и что им приходиться расплачиваться своими деньгами. В последние годы волонтёры стали особенно жаловаться на то, что волонтёрство отнимает много времени.

 

НЕДОСТАТКИ ВОЛОНТЁРСКОЙ РАБОТЫ, ВЫЯВЛЕННЫЕ В ХОДЕ ОПРОСА ПОСТОЯННЫХ ВОЛОНТЁРОВ В 1997 г.

Количество волонтёров ответившихвших «да» на следующие вопросы:

%

Работа должна быть намного лучше организована

71

Вам часто становиться скучно и Вы теряете интерес

34

Вы не всегда можете справиться с заданием, которое Вас просят выполнить

30

Вас не просят делать то, что Вам бы хотелось

20

Это отнимает слишком много времени

31

Ваша помощь на самом деле не нужна

5

Ваши старания не всегда замечают

29

От Вас ждут слишком многого

20

Организация не имеет четкой программы действий

16

Вы тратите много своих денег

29

 

КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ НЕПРИЯТНОСТИ С ВОЛОНТЁРАМИ

Британский опыт показал, что в основном волонтёры – люди надёжные, добросовестные, честные, заинтересованные только в том, чтобы помогать людям. Однако, организации, принимающие волонтёров на работу должны знать, что бывают редкие исключения. Поэтому очень важно хорошо организовать приём волонтёров на работу, непрерывное обучение, контроль и надзор. В дополнение к этому должна быть разработана процедура подачи жалоб на волонтёров. А когда волонтёры работают с детьми и с беспомощными взрослыми, обязательно потребуются дополнительные, неожиданные проверки на месте работы.

В большинстве британских организаций существует формальная процедура приёма волонтёров на работу, когда требуется заполнить анкеты, пройти интервью, предоставить рекомендации и справки из полиции, поликлинники и др.

Такая система разработана для защиты клиентов организации , а также для защиты самой организации, потому что в Великобритании клиенты могут подать в суд и привлечь к судебной ответственности за плохое обслуживание и халатное отношение к работе. Это также означает, что организации должны обеспечивать волонтёров адекватной страховкой.

 

МАСШТАБ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
(По данным национального исследования 1997 года)

Исследование национального волонтёрского движения показало, что в 1997 году произошёл некоторый спад формального и неформального волонтёрства по сравнению с 1991 годом. Однако, уровень 1997 года превышает уровень 1881 года.

Количество взрослого населения Великобритании, формально занятого волонтёрской работой снизилось с 51% в 1991 году до 48% в 1997 году, в неформальном волонтёрстве с 76% до 74%.

Несмотря на общее сокращение числа волонтёров, исследование показало, что произошло увеличение количества часовработы каждого из них в среднем с 2.5 часов в неделю в 1991 году до 4.5 в 1997 году. Это означает, что хотя мы и потеряли один миллион волонтёров за последние 6 лет (с 23х до 22х млн ), произошло существенное увеличение количества часов работы до 62 млн часов формальной волонтёрской работы и до 88 млн часов неформальной волонтёрской работы в 1997 году.

Формальная и неформальная волонтёрская работа, 1981-1997 гг.

 

1981 %

1991 %

1997 %

Количество людей (%) выполнявщих формальную волонтёрскую работу в течение 12 месяцев года

44

51

48

Количество людей (%) выполнявших неформальную волонтёрскую работу в течение 12 месяцев года

62

76

74

Количество опрошенных

1808

1488

1486

 

ПОЛЕЗНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Вебсайт Do-it www.do-it.org.uk даёт информацию о тысячах волонтёрских вакансиях по всей стране. Люди могут пользоваться системой поиска по типу работы, организации и местоположения. Сайтом очень просто пользоваться и он даёт полную информацию о доступных вакансиях. Вебсайт был подготовлен совместно бюро волонтёров и национальными благотворительными обществами.

Национальный центр волонтёрства www.volunteering.org.uk
Вебсайт национального центра ставит своей задачей быть главным источником информации по волонтёрской работе. Здесь вы найдёте исчерпывающую информацию по законодательству, технике безопасности, формальным процедурам приёма волонтёров на работу, последствиям введения минимальной заработной платы, и т.д. Часть сайта, «Работа с волонтёрами» содержит бесплатные публикации: «Руководство по управлению волонтёрами» и «Руководство по приёму волонтёров на работу», а также организует продажу других публткаций центра.

 

Национальный центр волонтёрства также поддерживает следующие вебсайты:

1) Инстутута по исследованию волонтёрского движения www.ivr.org.uk
Здесь Вы сможете найти отчёты об изучении волонтёрского движения, а также статьи из журнала ‘Voluntary Action’ (Волонтёрское Дело);

2) Призыв к Разнообразию www.diversitychallenge.org
Предоставляет практическую информацию для волонтёров, которые стремятся разнообразить свой опыт волонтёрской работы.

3) Неделя Волонтёрства www.volunteersweek.org.uk
Публикует информацию для всех, кто хочет принять участие в неделе волонтёрства, цель которой широко рекламировать, бдагодарить и награждать всех работающих волонтёров, а также привлекать новых.

4) Банк Времени www.timebanк.org.uk
«Банк Времени» это национальное движение, цель которого донести до сознания людей огромную ценность времени, которое человек посвящает работе для общества и вдохновить следующее поколение волонтёров. Пользуясь интернетом и базой данных в совместном партнёрстве с do-it.org.uk, Вебсайт «Банк Времени» предоставляет своим посетителям полную информацию об отделении «Банка Времени» по месту жительства потенциального волонтёра и даёт самые разные идеи о волонтёрской работе, соответствующей интересам и навыкам потенциального волонтёра.
«Тайм Партнерз» имеет 400 филиалов, в основном волонтёрских бюро, в каждом районе Великобритании. Они помогают найти каждому волонтёру работу соответствующию его желаниям и умениям.

5) Деловые Связи www.bcconnections.org.uk
Этот вебсайт ставит себе задачу улучшение взаимопонимания между общественными организациями по месту жительства и различными промышленными бизнесами. Общественные организации находят волонтёров, которые хотят совершенствовать свои профессиональные навыки, такие как бухгалтерский учёт, дизайн вебсайтов, и т.д.

6) Энерджайз Инк www.energizeinc.com
Этот вебсайт американской компании предоставляет разнообразную информацию для профессиональных волонтёров. Здесь вы найдёте обширную библиотеку, содержащую различные статьи о положительном опыте организации волонтёрской работы: о поиске и подготовке волонтёров. контроле их работы.
Те, кто хочет получить более глубокую информацию могут купить книги в интернет-магазине. Каждый месяц выходит статья Сьюзен Эллис, президента «Энерджайз», о спорных вопросах в практике управления волонтёрами.

7) Указатель Социальных Перемен (Directory of Social Change: www.dsc.org.uk
предоставляет полезные публикации для некоммерческих организаций, в том числе волонтёрских.

8) Национальная Ассоциация Волонтёрских Бюро ( National Association of Volunteer Bureaux: www.navb.org.uk
НАВБ это сеть бюро по найму волонтёров. На вебсайте даётся список волонтёрских бюро по всей стране, ряд полезных советов для людей, работающих с волонтёрами и ежемесячное письмо от редактора.

9) Вашингтонский Государственный Университет http://vmcp.wsu.edu/welcome.html
Этот американский сайт предоставляет возможность обучения через интернет и получения диплома менеджера волонтёров. Имеет очень полезный тест, позволяющий менеджеру самому оценить свою работу.

 

 

Сайт управляется системой uCoz